Call Close
Оставьте свой номер, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Вы также можете связаться с нами по телефону или оставить сообщение.
+7 (812) 606-01-21
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Бакелитовая фанера

БАКЕЛИТОВАЯ ФАНЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, СВОЙСТВ, ПРИМЕНЕНИЕ И МАРКИ, РАЗМЕРЫ
О свойствах и возможностях фанеры написано немало материалов, ими пестрит специальная литература и интернет сайты. Особое место в фанерной иерархии занимает бакелитовый аналог. О том, что такое бакелитовая фанера и для чего она применялась и применяется, пожалуйста, данная инструкция.
Кстати, что бы ни путаться в определениях хочется сразу заметить, что второе название материала – фанера бакелизированная.
Само изобретение принадлежит отечественному химику и изобретателю Якову Давидовичу Аврасину, который в 40 годах 20 века, используя формальдегидные смолы, предал фанере те качества, которые позволили сооружать самолеты из этого материала. Необходимость изобретения была вызвана острой нехваткой в легких авиационных сплавах. Идею подхватил и реализовал Владимир Петрович Горбунов, известный отечественный авиастроитель.

Сам процесс происходил следующим образом: Березовый или сосновый шпон после изготовления пропитывали смолами либо крезолоформальдегидными, либо фенолформальдегидными; После этого осуществлялось термическое прессование с применением высокого давления (270 градусов Цельсия, давления в 6 атмосфер); Итог: на выходе имеем прочную слоенку, сравнимую со сталью по прочности, несколько тяжелее дерева, но и прочнее его. Интересно знать! Одно время шли научные споры, о выделении этого материала в самостоятельную группу материалов, было придумано даже отдельное название для него – дельта-древесина. Однако, по сути, бакелитовый «слоеный пирог» оставался все равно фанерой, хоть и активно применялся в авиастроении, особенно в Японии. Легенды о фанерных самолетах летчиков-камикадзе до сих пор живы. От истории к современности

В настоящее время авиация оставила за собой этот материал только в так называемой малой авиации. Акцент применения сместился с авиастроения в кораблестроение. И хотя понятно, что никто не будет делать корпуса океанских лайнеров из этого материала, но для катеров, лодок, яхт бакелированная фанера вполне подойдет. Несколько слов о технологии: При проведении многочисленных экспериментов было замечено, что березовый шпон намного превосходит шпон хвойных пород по способности пропитываться специальными пропитками (в данном случае бакелитовым лаком); К сведению! Лаки настолько плотно входили в состав древесины, что делали структуру шпона практически однородной, это и послужило причиной объявить о дельта-древесине. Во всем остальном технология практически не изменилась. Перпендикулярно расположенные волокна соседних слоев после пропитки помещаются в камеру, где в условиях повышенной температуры и давления происходит прессовка материала.

Касаемо свойств

Как и каждый материал, фанера имеет свои стандарты, по ним определяется качество продукции и возможность его использования в современной промышленности. Все особенности бакелитовой слоенки можно найти в ГОСТ 11539 83 на бакелизированную фанеру. Поговорим об этом чуть подробнее: Водостойкость. Это свойство достигается за счет все тех же специальных пропиток или лаков. Материалу не страшна ни пресная, ни соленая вода;

Обратите внимание! Способность материала стойко переносить соли морской воды, как в принципе и некоторые кислоты, выделило ее в ряд морских, существует еще одно народное название этой слоенки – «морская фанера». Пожаростойкость. Изделия из такого материала не горят. При температуре в 350 градусов Цельсия, фанера начинает обугливаться и не поддерживает активного горения. Дым, который выделяется при этом процессе, не оказывает выраженного удушающего воздействия; Не подвержен гниению или грибку. В принципе этим все и сказано, в дополнительных защитах и пропитках фанера не нуждается, нет необходимости и в ламинировании; Термостойкость. Материал прекрасно себя чувствует при резких сменах температур в диапазоне 100 градусов Цельсия. Изделия из него могут выдержать резкий перепад температур от -50, до +50 градусов Цельсия; Прочность. За счет различного расположения волокон шпона материал обладает хорошей прочностью и способен противодействовать значительным нагрузкам как прямого, так и бокового направления.

Про применение и марки

Что такое бакелизированная фанера вы уже имеете представление. Необходимо пройтись по области применения, для того, чтобы полностью расставить все точки над «и». Итак, бакелированная фанера используется в: Судостроении – обшивка небольших суден, в том числе и небольших морских яхт; Автомобилестроении – полы кузовов, борта, контейнеры, трейлеры; Строительные работы – возведение опалубки для наращивания армированных плит, колонн и прочих строительных конструкций непосредственно на месте. Для строительства навесов, перегородок и прочих больших и малых архитектурных форм; Гидротехника – изготовление гидрозапирательной аппаратуры – гидрозатворы, шлюзы и тому подобные элементы. По видам пропиток, которые во многом определяют свойства фанеры, материал делится на марки. А именно: Бакелизированная фанера ФБС – фенолформальдегидная спирторастворимая смола пропитывает в основном наружные слои. Применение такого материала предполагает агрессивное внешнее воздействие, то есть активно применяется в самолетостроении (малая авиация – планеры), кораблестроении и автомобилестроении; Ее разновидность, выделенная отдельной маркой ФБС 1 – в этом материале вышеназванная спирторастворимая смола пропитывает все слои шпона, таким образом, полностью готовит материал к агрессии окружающей среды. Область применения та же, но с большей гарантией; Бакелизированная фанера ФБВ – в данном случае в слоенке применяется не спирторастворимая, а водорастворимая пропитка с применением фенолформальдегида. Область применения: внутренние детали в автомобилях, суднах, в строительстве. Может использоваться как вариант шумоизоляции и утепления в сандвич панелях. Для работы с наружной агрессивной средой изделия требуют дополнительной пропитки или покраски; То же но с аббревиатурой ФБВ 1 – как и в аналогичном случае с ФБС 1, водорастворимым составом пропитываются все слои. Область применения в основном внутренние работы и внутренняя обшивка водного и колесного транспорта, для применения снаружи требует дополнительной пропитки или покраски (читайте также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).

Примечание! Вы уже обратили внимание, что спирторастворимая фенолформальдегидная смола является более стойкая к атмосферным влияниям, чем водорастворимая. Это, конечно же, было замечено и разработчиками.


Для облегчения ценовой составляющей были продуманы и внедрены некоторые дополнительные марки, цена которых ниже, чем полностью пропитанных фенолформальдегидными лаками. Это ФБС-А, ФБС1-А. В данных случаях пропитке подвергаются некоторые слои, например все кроме двух центральных. Как вы видите марок всего две ФБС и ФБВ, что означает фанера бакелиризованная со спирторастворимым лаком и то же, но с водорастворимым лаком. От марок к размерам


Все листы фанеры выпускаются нескольких размеров: По площади 5700х1250, 2850х1250. Размеры даны в миллиметрах; По толщине от 5 до 40 мм, наиболее востребованные, особенно при конструировании лодок, катеров, планеров своими руками фанера от 5 до 18 мм.

В заключение

Если уж совсем откровенно, то данный материал далеко не дешевый и купить его только для того, чтобы пару раз сделать опалубку из фанеры смысла иметь не будет – дорого.